Последний студент вышел из аудитории, и Артур наконец смог снять очки, расстегнуть пиджак и наконец сесть в свое преподавательское кресло, устало расставив ноги, чуть не сползая по кожаной спинке. Начало учебного года всегда тяжело давалось не только кадетам, но и преподавателям. Даже тот факт, что он за 15 лет выучил весь материал своих лекций наизусть, совсем не мешал уставать ему после 5 пары. Сейчас Артуру хотелось лишь чашечку ароматного кофе, поданной на подносе прямо в ванную комнату. Может ему уже стоить подыскать себе женщину? Он ведь немолод, годы берут свое. Или даже мужчину...
Фальконер задумчиво прокрутил кольцо на правой руке, уставившись на стрелки часов. Вот-вот в аудиторию должна зайти его ассистентка. Она никогда не опаздывала, появляясь на пороге класса всегда за 5 минут до начала заданий. Очень педантично, и эта черта безумно нравилась Артуру. Ответственность. Четкость. Стабильность. Если она вытерпит своеобразный испытательный срок в академии и его личную проверку - он будет несказанно рад, что станет работать бок-о-бок с таким профессионалом своего дела. Быть может, попросить ее провести спецкурс на следующей неделе? Он еще ни разу не просил ее составить лекцию для предстоящего занятия, а это отлично бы показало ее готовность к преподавательской деятельности. Если сегодня состоится спецкурс - то необходимо дать ей это задание.
Как и предполагал Артур, Доминика пришла в привычное для себя время, заняв место недалеко от преподавательского стола, но так тихо, что ее едва было можно заметить. Два кадета, единственные, пришли ровно к началу спецкурса.
-Садитесь ближе, я же не кусаюсь... - удивленно промолвил Артур, заметив, как х'Аален и Эмрис потянулись аж на два яруса прочь от первого ряда. Надрывать связки ради двух кадетов, усевшихся в середине зала, не было никакого желания. К тому же, им самим было бы гораздо уютнее и приятнее сидеть от Фальконера на расстоянии вытянутой руки.
-Пожалуй, мы можем начать..." Язык народа – это феномен высшего порядка: каждый язык – достояние общечеловеческого гения. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он ни принадлежал, на какой ступени развития ни находился. "Так когда-то сказал незаслуженно забытый русский писатель и дипломат 20 и 21 века, Айтматов Чингиз Торекулович. Как вы могли догадаться из цитаты, приведенной мною, сегодня мы слегка затронем историю лингвистики и развития языка в целом.
-Поскольку язык развивается с течением времени, древние тексты становятся непонятными для наших с вами современников, так как знание языка прошлых веков постепенно теряется с гибелью носителей некоторых редких диалектов. В некоторых случаях тексты могут быть прочитаны, но не могут быть поняты в том контексте, в котором они были написаны. Лучшим примером этого является язык этрусков, буквы которого практически идентичны латинскому алфавиту, так что отдельные звуки и слова могут быть определены и переведены. Однако, поскольку никто не знает значения слов и грамматических правил данного наречия, смысл текстов и посланий остается неясным до сих пор. Данная проблема касается не только вымерших народов нашей с вами планеты, но и отдельных представителей некоторых систем, которые были уничтожены в следствие катаклизмов или войн, вспыхнувших на территории их систем и планет. Знание языка необходимо для создания полной исторической картины отдельно взятого сектора системы и изучения тех последствий, которые возникли в ходе истории, повлияв на другие народы и расы.
-Что касаемо Исторической лингвистики - это предмет с сильной междисциплинарной связью с социально-культурной антропологией, этноисторией и археологией. Современная историческая лингвистика заострила внимание на нескольких крупных вопросах, таких как: классификация и типология языков мира, изменение основных языков в течение длительного времени, древние системы письма, влияние языковых и культурных контактов на преобразование языка, влияние колониальной экспансии на изменение языка национальных меньшинств, смена языка и общественного порядка. В этой лекции я постараюсь затронуть лишь вершину айсберга.
-История лингвистики , также называемая диахроническая лингвистика , это научное исследование изменения языка во времени. К основным задачам исторической лингвистики относятся: описание и объяснение наблюдаемых изменений в конкретных языках, реконструирование предыстории языков и определиние их родства, группируя их в языковые семьи, разработка общих теорий о том, как и почему изменяется язык, описание исторических сообществ, изучение истории слов.
-Понятие эволюции и прогресса в языке имеет свою специфику и является крайне сложным, язык в своём развитии подчиняется также общим законам диалектики. В связи с развитием общества развивается мышление, и язык не может не отражать это движение. Он также развивается и совершенствуется. Абсолютный прогресс в области языковой техники выражается в приспособлении языка к усложняющимся формам общественной жизни и вызываемым ими новым потребностям общения. Рост производительных сил общества, развитие науки, техники и общечеловеческой культуры, постоянное проникновение в тайны окружающего мира и увеличение сведений о нём, усложнение форм общественной жизни людей и установление новых отношений между ними — всё это, вместе взятое, вызывает к жизни большое количество новых понятий, для которых язык вынужден найти выражение, ведёт к увеличению общественных функций языка и расширению его стилевой вариативности. Абсолютный прогресс выражается прежде всего в росте словарного состава языка и в увеличении количества значений слов. Увеличивается техническая и специальная термино¬ло¬гия. Абсолютный прогресс проявляется также в области синтаксиса, который в языках древних времён не имел той упорядоченности, которая отличает синтаксис современных высокоразвитых языков. Однако новый исторический этап развития языка, который начался в 21 веке, более подробно мы рассмотрим лишь на следующем семинаре.
Артур посмотрел на свои наручные часы, поджав губы.
-Кажется, я не успел затронуть еще пару важных вещей, касаемо вводной лекции по лингвистике, а время уже подошло к концу...
Фальконер задумчиво взглянул на лица кадетов.
-Поскольку это лишь спецкурс, а не основной предмет, то домашнего здания не будет. Но только на этот раз. Вон из кабинета, я устал, - отмахнулся Артур, с улыбкой отворачиваясь спиной к студентам. Его план на сегодня был выполнен.
[AVA]https://pp.vk.me/c627728/v627728614/ac83/uAPQlE0VklA.jpg[/AVA]
Отредактировано Arthur Falconer (2015-07-08 23:51:44)